Эссе

Я – учитель.

  Где учитель - по призванию,

там и ученики - успешные.

В. Синявский

Говорят, что «успешный человек успешен во всём». Что определяет успех в жизни? Я думаю – любимое дело! Успешный учитель, какой он? Успешный учитель - это, прежде всего человек широкой души, занимающийся любимым делом, умеющий видеть и слышать сердцем, умеющий понять ученика, помочь ему разобраться в своих желаниях и устремлениях, найти свой путь в жизни.  Ещё Сократ много лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Я думаю, что учитель должен дарить частичку своего тепла, любви каждому ребёнку. Задача современного педагога заключается в том, чтобы у каждого ученика состоялся свой «звёздный час», чтобы он постоянно мог самосовершенствоваться. Если учитель успешен, то он сможет работать в любой школе, с любыми детьми, в любой ситуации. Главное - иметь призвание к своей профессии.

Однажды Франц Кафка сказал: «Всё дело в мгновении. Оно определяет жизнь». И в моей жизни были эти мгновения, которые определили, кем я буду.

 Вся моя жизнь, начиная с детства,  связана с общением с детьми. Я уже десятилетней девчонкой знала, что буду учителем, собирая вокруг себя соседних ребятишек. Мы вместе писали и считали, вышивали и вязали. Каждый делал то, что было ему интересно. Если разучивали игру, то играли только по правилам. Я тогда уже понимала, что каждому ребёнку интересна индивидуальная деятельность. Это был первый принцип, который положен в основу моей педагогической практики.

Когда наступило время выбора, я объявила родителям, что поступаю в педагогический институт. Меня пытались отговорить. Подруга спрашивала: «Почему педагогический, у тебя столько талантов?». Но я стояла на своём.

И вот, я – учитель! Я - первый учитель, который входит в жизнь каждого ребёнка и его семьи. Родители мне доверяют самое дорогое, что у них есть - своих детей. Каждый из них волнуется, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся с одноклассниками, с учителем и насколько радостно станет для него учение. От меня, первого учителя, зависит, как сложится жизнь у моих учеников.

Вспоминаю свой первый день. Готовясь к нему, я писала конспект, полагая, что урок будет интересен всем ребятам. Продумывая его этапы, приёмы и задания для моих учеников, я представляла себя дирижёром, управляющим оркестром! Увы, всё сложилось иначе: в тот раз оркестр управлял дирижёром и играл свою «рапсодию». Очень быстро пришло понимание того, что роль дирижера для меня сейчас не подходит. Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что невозможно. Но день за днем, урок за уроком ловила себя на мысли: все, что я делаю, это важно, это необходимо. Самое главное, чему я научилась с первых дней - слушать и слышать детей. Постепенно приходит понимание: я – учитель.

Но как увлечь детей, чем зажечь их? Ведь, «школа» в переводе с латинского означает лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребёнка, а я должна  помочь своим ученикам подняться на ступеньку выше. Вдруг осознаю,  как многому еще предстоит нам научиться! Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен не только учить, но  учиться, в том числе и у своих учеников.  Учиться у них искренности и  светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту окружающего мира. Учиться у опытных коллег мастерству и творчеству. Вот только скопировать и повторить чужой опыт нельзя, нужно искать свой путь, свою истину, поэтому я старалась найти что-то своё.  Обучаясь в институте развивающего обучения в г. Томске, я училась вместе со своими учениками понимать программу по системе Эльконина-Давыдова. 

А. Дистервег говорил, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Находить истину – это есть основа системно-деятельностного подхода, что стало моим вторым принципом в самом начале моей педагогической практики. Мы вместе с ребятами постигали азы науки. Трудно, но интересно! Мы вместе учились мыслить, раскрывать тайны литературного творчества, смотреть и видеть, а главное – чувствовать и верить в успех. И не останавливаться, идти вперед, всё время – вперёд! К концу четвёртого класса мои ученики писали прекрасные стихи, а по окончании школы все поступили в ВУЗы. Это был не только их «Звёздный час», но и мой. Так в моей работе появился следующий третий принцип – единства.

Идут годы, один набор детей сменяется другим. Уже учу детей своих учеников и кажется, что лучше этих ребят и не было. Каждый класс отличается от предыдущего своими характерами, интересами. Мне заново приходится подбирать такие нотки подхода к своим ученикам, чтобы сложилось взаимопонимание и, зазвучала новая мелодия. Своею мыслью, как дирижёрской палочкой, я веду за собой новых учеников, развиваю их мышление, волю, мир чувств.

Современные дети уникальны, каждый по-своему. Они умные и требовательные, более коммуникабельные и осведомлённые в окружающем мире, любознательные и подвижные. Чтобы им со мной было интересно, приходится пребывать в постоянном поиске, продолжая учиться. Я иду в ногу со временем,  изучая  современные технологии. Познакомившись с технологией критического мышления, я внедряю новые методы и приёмы на своих уроках. И  заметила, что у моих детей повысилась  творческая активность, на уроках работают все без исключения, свободно выражают своё мнение. Работая в группах, ребята с удовольствием заполняют «бортовой журнал», таблицу «ЗХУ», составляют кластеры. Ими написаны интересные истории, рассказы, сказки, синквейны, которые я включила в своё методическое пособие, обобщая опыт работы по технологии РКМЧП. Это был мой успех и успех моих учеников.

Познакомившись с проектной и исследовательской технологиями, я обучаю своих учеников создавать проекты. В основном все проекты носят исследовательский характер. Ребята с огромным интересом включаются в такую деятельность. Работая над проектами, они придерживаются принципа «от простого к сложному». Информацию начинают собирать всем классом, затем по желанию объединяются в группы или пары. Сбор всей информации оформляют мини-сочинениями, рефератами, сообщениями, докладами, которые сопровождаются наблюдениями, исследованиями, экспериментами и постепенно перерастают в проект. Каждый презентует свою работу перед одноклассниками. Проводим рефлексию, анализируя отличительные стороны каждого проекта, степень удовлетворённости детьми своей работой. Ребята делают выводы о том, как избежать недостатков в создании и реализации проектов. Созданные проекты представляем на научно-практических конференциях разного уровня: «Мы и мир вокруг нас», «Я - исследователь», «Твори, исследуй, пробуй!», «Диалоги с Сократом». Уже с первого класса, занимая призовые места, мои ученики познают успех. Я радуюсь за ребят, зная, что каждый ребёнок талантлив, но талантлив по – своему. Поддержать каждого и помочь в развитии - такова моя позиция. Не скуплюсь на похвалу. Я всегда выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, протягиваю руку помощи, показываю тропинку к пониманию, у ребёнка появляется вера в свои возможности и желание учиться.  Это мой четвёртый принцип.

Педагогический проект «Любознайки» стал совместным продуктом, в котором я объединила свои желания с желаниями ребят и родителей. Мы все вместе участвуем в различных мероприятиях: праздниках, собраниях, проектах, исследованиях, в экспериментах, спортивных соревнованиях, посещаем музеи, и театры. Даже создали свою классную театральную студию. Актёрами театральных постановок являются дети, родители и, конечно же, я. Из всего этого и складывается наша жизнь, объединяя всех в единый коллектив. Как сказал Р. Коллер: «Успех – это сумма маленьких достижений, повторяющихся изо дня в день». Я считаю, что мои ученики не остановятся на достигнутом, а будут двигаться дальше.

Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать «успешным»  каждого ученика.  Ведь «неуспешный» ученик – это неуверенный человек, встревоженный неудачами в учебе в первую очередь. Все дети разные. Одни открытые, другие, наоборот, как воробушки – прижмутся к парте и - молчок! Тогда я направляю и помогаю влиться в общее многоголосие партию ученика. Я с нетерпением жду, когда этот «воробушек» радостно встрепыхнется и воскликнет: «Я знаю!». Это значит, что достучалась до его маленького сердца, до его детской души. Моя работа подарила мне возможность наблюдать даже маленькие успехи и победы моих учеников, возможность испытывать вновь и вновь удивление и восторг от сделанных открытий. Каждый день думаю, как сохранить это чувство, как закрепить успех? Как помочь каждому, даже слабому ребёнку? Как сделать так, чтобы все мои ученики стали успешными?

Эти чаяния и мысли нашли своё отражение в моей работе над программой, которую я назвала «Путь к успеху». В её основе лежит педагогическая идея организации в игровой форме коррекционно-развивающих внеурочных занятий, обеспеченных познавательным методическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС. Два раздела программы: «Секреты орфографии и «Гимнастика ума» предлагают учащимся разные формы работы. Игры, диспуты, конкурсы, коллективные творческие дела, викторины помогают раскрыть своеобразный талант каждого ученика.

Вместе с детьми я искренне горжусь их успехами и сопереживаю промахам и неудачам. Стараюсь, стать таким человеком, чтобы каждый ребёнок мог доверять мне и принимать помощь в своём развитии и продвижении к успеху.

Когда вокруг дети и они увлечены общим делом, чувствую, что я счастлива, что все не зря! Это надо видеть! Сколько эмоций и находок на уроке! Дети говорят раскрепощенно, не боятся ошибиться, выдают версии, оспаривают, обмениваются мнениями, радуются успехам друг друга. Я испытываю огромное удовольствие, когда ученики с интересом берутся за любое дело, с восторгом сообщают о своих свершениях, удачах или ждут моего совета. К успеху они идут по своему пути, им нельзя мешать, но быть всегда рядом – это важно! На одном из семинаров, после открытого урока, я услышала в свой адрес комплимент - «Мастер». Мне стало так приятно и волнительно. Душа трепещет.  Неужели я нашла то, что искала? Сейчас, имея опыт за плечами, я могу назвать себя «дирижёр», который одним взмахом руки управляет «оркестром детских душ».

Успешный ли я учитель? Я успешный учитель и счастливый человек! У меня прекрасная семья, любимая профессия, замечательные ученики. Вложив в свой труд свою душу, я нашла своё призвание, своё место в жизни.